ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТОЛИЦЕ ПРИШЕЛ И В ПОЛИКЛИНИКИ, И В СТАЦИОНАРЫ. ЧТО ОН МОЖЕТ?
Искусственный интеллект в столичном здравоохранении применяется почти везде - начиная от поликлиник и заканчивая лечением в стационарах. Не заменит ли он в скором времени вообще врача? Приходишь, например, на прием, а кабинет пустой, лишь компьютер на столе стоит, ведь ИИ даже не робот, а лишь очередная программа. И что, компьютеру рассказывать, что где у вас болит, что тревожит?
О месте и роли ИИ в практической медицине и перспективах его развития корреспондент "РГ" беседует с заместителем руководителя Департамента здравоохранения Москвы Ильей Тыровым.
* ТОП-3, электронный помощник врача в поликлиниках, помог поставить в Москве уже 14 миллионов диагнозов. Похоже, он становится незаменимым даже на этом, начальном этапе лечения?
Илья Тыров: Все терапевты и врачи общей практики московских поликлиник действительно пользуются ТОП-3. Сервис подключается в начале процесса определения заболевания и базируется на данных о возрасте, поле, анамнезе и рассказе пациента, на что он жалуется. На основе этих данных ТОП-3 буквально за считаные минуты выбирает три наиболее подходящих предварительных диагноза из справочника Международной классификации болезней и предлагает их врачу. Врач выбирает один из предложенных диагнозов или в случае несогласия с мнением ИИ ставит собственный. Именно это заключение и видит пациент в своей электронной медицинской карте.
Еще у нас есть сервис постановки заключительного диагноза в поликлиниках. Этот искусственный интеллект анализирует жалобы пациента, результаты анализов и другую информацию из медкарты за последние два года. Если у него появляется подозрения на одно из 95 серьезных заболеваний, сервис формирует соответствующий диагноз и сообщение врачу. Окончательное решение всегда остается за врачом.
* Узкие специалисты в будущем тоже получат своего электронного помощника?
Илья Тыров: Скорее всего, да. Вместе с врачебным сообществом и разработчиками мы продолжаем работать над развитием и расширением возможностей всех уже имеющихся сервисов. Но сейчас это лишь этап постановки и проверки гипотез.
Какие еще сервисы ИИ используются в московском здравоохранении?
Илья Тыров: С 2019 года мы развиваем сервисы компьютерного зрения в рентгенологии. Многие помнят, что во время пандемии коронавируса основным методом диагностики пневмонии была компьютерная томография. В тот момент у нас стали появляться сервисы ИИ, которые, например, могли на КТ обнаруживать так называемое "матовое стекло", где отражалось поражение легких. Разработчики научили их определять степень поражения - от 0 до 4. Это принесло свои плоды - врач сразу видел, состояние какого пациента вызывает особую тревогу и требует немедленной помощи в стационаре, а какому достаточно амбулаторного лечения или телемедицинского контроля. Именно тогда мы поверили в то, что применение сервисов ИИ в лучевой диагностике может принести реальную пользу. Сегодня ИИ применяется в московской службе лучевой диагностики уже в промышленном масштабе. Сервисы проводят рутинные измерения, размечают патологии на лучевых снимках и формируют проект заключения.
*Эксперимент по компьютерному зрению многому научил врачей столицы, сейчас в нем работает порядка 50 сервисов, и, по сути, это площадка для их развития. Куда еще в практику пришел ИИ?
Илья Тыров: Например, в маммографию, начиная с прошлого года. Согласно правилам, регламентирующим описание маммографических исследований, каждое маммографическое исследование должно быть интерпретировано мнениями двух врачей. Одного из них как раз и заменил искусственный интеллект. Врач видит заключение от ИИ и далее делает собственное. Наши ученые доказали, что умные алгоритмы сокращают процесс от проведения исследования до получения результата более чем в 8 раз.
В рамках флюорографии и рентгенографии органов грудной клетки мы сейчас также пробуем использовать автономный ИИ-сервис. Не секрет, что порядка 95% флюорографий не выявляют патологий, а врачи просто тратят много времени на описание "нормы". Мы задействовали искусственный интеллект, который, анализируя флюорографию и рентгенографию органов грудной клетки, выявляет отсутствие патологии и формирует заключение без участия врача. Исследования, где искусственный интеллект выявил хотя бы малейшие патологические изменения, отправляются на описание врачу. При этом в течение эксперимента врачи просматривают все исследования. То, что ИИ определил как норму, анализирует независимый врач и соглашается или нет с этим решением. В любом случае такой эксперимент проводится с максимальной перестраховкой от пропуска патологии. В будущем такой сценарий работы может снять с врачей-рентгенологов до половины нагрузки по этим исследованиям.