Минздрав России представил памятку для граждан о бесплатной медпомощи
Минздрав России представил разъяснения для граждан по применению Правил предоставления платных медицинских услуг. Разъяснения будут интересны как медорганизациям, так и пациентам (Письмо Минздрава России от 22 декабря 2023 г. № 31-2/И/2-24207).
Разъяснения касаются следующих вопросов:
- о случаях, когда медорганизации системы ОМС вправе предлагать пациентам платные услуги (например, при назначении лекарства, которое не закупается за счет бюджета, не входит в перечень ЖНВЛП и не является необходимым для пациента по жизненным показаниям; при назначении медизделий, которые не предусмотрены программам госгарантий бесплатной медпомощи; при самостоятельном обращении за медпомощью);
- о необходимости оформления отдельного допсоглашения к договору, в том числе на каждую дополнительную платную медуслугу, оказываемую сверх объема выполняемого по договору стандарта медпомощи;
- об оплате расходов, которые медорганизация понесла в связи с оказанием клиенту экстренной медпомощи (возмещаются в порядке и размерах, которые установлены территориальными программами);
- о соответствии платных медуслуг Номенклатуре медуслуг, утв. приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 № 804н;
- о дистанционном заключении договора платных медуслуг. В частности, клиент может заключить договор путем акцепта, в том числе посредством полной или частичной оплаты договора. Идентификацию клиента в целях заключения или исполнения договора можно проводить через ЕСИА на портале Госуслуг;
- об обязанности медорганизации размещать на своем сайте информацию о том, по какой форме, адресу и каким способом можно направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации,
- о праве медорганизации при оформлении ИДС требовать предъявления паспорта пациента для определения его возраста, а также предъявления документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего, которому предполагается оказание медицинской услуги. Такое право, по мнению Минздрава, есть у медорганизации даже в случаях оказания платных медуслуг на анонимной основе;
- об использовании для оказания платных услуг оборудования и иной материально-технической базы, закупленной за счет средств ОМС и иных бюджетов (использовать можно, но при этом нельзя снижать объемы бесплатной медпомощи и увеличивать сроки ее ожидания);
- о доступности для пациентов информации о целях и методах оказания медпомощи, связанных с ними рисках, вариантах медпомощи, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи. По мнению Минздрава, требование о доступности данной информации обеспечивается путем ее размещения на инфостойках медорганизаций и на их сайтах, в том числе при размещении ссылок на www.pravo.gov.ru (на стандарты медпомощи) и рубрикатор клинических рекомендаций на сайте Минздрава России. За неинформирование граждан о получении медпомощи в рамках программы госгарантий и терпрограмм ОМС предусмотрена административная ответственность по ст. 6.30 КоАП РФ;
- о перечне документов, которые медорганизация обязана выдавать по обращению потребителя, чтобы подтвердить фактические расходы на оказанные медуслуги и приобретение лекарств;
- о проверках медорганизаций в части соблюдения порядка и условий предоставления платных медуслуг (проверяют Росздравнадзор и Роспотребнадзор);
об обеспечении доступа пациентов к различной информации. Так, рекомендовано дать потребителю доступ к информации, содержащейся в программе госгарантий бесплатной медпомощи, а также к территориальной программе ОМС, к Правилам оказания платных медуслуг.
Кроме того, Минздрав представил памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи. Министерство рекомендует каждой медорганизации, которая оказывает платные медуслуги, обеспечить доступ пациентов к этой памятке.
Памятка простыми словами перечисляет основные виды медпомощи, доступные гражданам РФ в рамках госгарантий бесплатной медпомощи, сроки ожидания медпомощи, те виды помощи, за которую пациент не должен платить, коротко рассказывает о случаях оказания платных медуслуг, о том, куда можно обращаться в случае отказа в предоставлении медпомощи, взимании денег и других конфликтах (к руководству медорганизации, в страховую компанию, Росздравнадзор и ТФОМС, Минздрав и др.), о страховых представителях.